Чистые фары ‒ обязательное условие эффективной работы системы освещения любого автомобиля. Однако далеко не каждое транспортное средство оснащено устройствами автоматической очистки световых приборов.
О том, в каких случаях наличие омывателя фар является обязательным, как устроена эта система и можно ли установить её на свой автомобиль, рассказывают эксперты MotorPage.Ru.
НАЗНАЧЕНИЕ
При передвижении по мокрым от дождя дорогам на рассеивателях фар постепенно образуется налет грязи. В сухую погоду нормальной работе световых приборов может мешать прилипшая пыль и мелкие насекомые. В темное время суток испачканные фары создают угрозу безопасной эксплуатации автомобиля. Делать частые остановки, чтобы привести световое оборудование в порядок, неудобно и небезопасно. Решить эту проблему призваны специально разработанные устройства ‒ омыватели фар.
Однако, несмотря на явную техническую и эксплуатационную целесообразность, далеко не все модели машин производители оснащают штатными омывателями световых приборов. Эти устройства обязательны для автомобилей с ксеноновыми фарами. Все другие источники света при загрязненных рассеивателях просто теряют в яркости. Ксенон в подобной ситуации может давать сторонние блики, мешающие водителям встречных машин. Необходимость наличия у этих фар омывателей прописана в законодательстве большинства стран.
ПРИНЦИП РАБОТЫ И МЕСТО УСТАНОВКИ
Существует два вида устройств для дистанционной очистки фар ‒ струйные и щеточные омыватели. Последние более сложны по конструкции и подходят не для всех фар, так как способны царапать поверхность рефлекторов из пластика.
В связи с этим наибольшее распространение получили струйные омыватели. Принцип их работы прост: очистка оптики производится струями жидкости высокого давления, которые при включении системы выбрасываются из специальных форсунок.
Для эффективной работы омыватели устанавливают в непосредственной близости от световых приборов ‒ как правило, на поверхности переднего бампера. В более совершенных моделях форсунки и их механический привод скрыты внутри бампера и выдвигаются в рабочее положение только при включении режима очистки. Команда на активацию системы может автоматически подаваться специальным датчиком, либо в момент нажатия кнопки, установленной на водительской панели приборов.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ОМЫВАТЕЛЕЙ СТРУЙНОГО ТИПА
Конкретное конструктивное исполнение очистителя фар зависит от места и способа установки форсунок. Выделяют два вида конструкций:
- Со стационарными форсунками, неподвижно закрепленными на поверхности бампера. Это простые и надежные устройства, недостатком которых является возможность случайного повреждения или засора распылителей.
- С выдвижными и телескопическими форсунками, смонтированными внутри бампера. Когда распылители левой и правой стороны выдвигаются вверх при помощи компактных приводных электромоторов.
Эффективность очистки фар зависит от ряда параметров, в числе которых: угол распыла, рабочее давление потока жидкости, а также расстояние от форсунок до поверхности рассеивателя. По этим показателям все системы со стационарными и выдвижными форсунками практически равнозначны.
Итак, типовая конструкция омывателя фар состоит их следующих элементов:
- бачок с очистительной жидкостью;
- роторный насос, развивающий давление до 2 кгс/см2;
- форсунки-распылители (2-4 шт.);
- электропривод выдвигающего механизма;
- блок управления;
- система соединительных шлангов;
- электропроводка для подключения к шинам питания.
Считается, что запаса жидкости должно хватать примерно на 25 циклов очистки. В частности, за одно включение системы с двумя форсунками расходуется до 200 мл моющего средства, соответственно, необходимая емкость бачка составляет не менее 2,5 л.
Автомобили, в которых под каждой фарой устанавливается по две форсунки, должны быть оснащены резервуаром объемом от 4 литров. Возможны решения, когда система имеет собственную емкость, либо использует жидкость из бачка, общего с омывателем лобового стекла.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Наличие в автомобиле полностью автоматического омывателя фар освобождает водителя от необходимости отвлекаться и лично управлять процессом очистки. Вместе с тем такие системы расходуют больше жидкости, поэтому уступают по экономичности устройствам, приводимым в действие нажатием кнопки.
При всех удобствах использования омывателей фар эти устройства все же имеют и недостатки:
- низкая эффективность очистки при движении на высоких скоростях;
- значительный объемный расход рабочей жидкости;
- вероятность поломки выдвижных механизмов (кроме стационарных форсунок);
- проблемы работы омывателей при низких температурах.
В зимнее время в систему омывателя фар заливается специальная незамерзающая жидкость. Но даже это не может устранить угрозу примерзания выдвижных форсунок из-за возможного наличия на бампере климатической влаги.
Перечисленные недостатки не снижают растущую популярность подобных систем. Для автомобилей, не оборудованных штатными омывателями фар, выпускаются комплекты деталей, которые можно приобрести и смонтировать самостоятельно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий