В число важных автомобильных систем, обеспечивающих безопасность эксплуатации машины, входит и тормозная. Ее предназначение —остановка автомобиля, снижение скорости авто посредством замедления вращения колес. Второстепенная функция тормозов— удержание автомобиля на месте в течение длительного временного промежутка.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Рабочая. Основной задача тормозов машины, тормозной системы — замедление движения машины и полная его остановка. Управляется через педаль в салоне, нажимая на которую с различным усилием, водитель регулирует динамику торможения. Рабочая система бывает:
- гидравлической;
- пневматической;
- комбинированной
Примечание! Эксперты Моторпэйдж напоминают, что на основной тормоз нужно нажимать только правой ногой, убирая ее с педали газа.
2. Стояночная. Данный механизм используется для удержания авто на месте во время стоянки, исключая его самовольное движение. Также может применяться в следующих целях:
o экстренное торможение, если рабочая система вышла из строя;
o старт движение на подъем, чтобы избежать отката автомобиля назад.
3. Запасная. Устанавливается далеко не на всех машинах. Реализуется в качестве отдельного тормозного узла или как часть уже имеющейся тормозной системы. Функционал у запасного аналогичен основному и требуется для остановки авто в случае отказа последнего.
4. Вспомогательная. Присутствует на грузовых автомобилях. Ее задача — взять на себя частичное обеспечение тормозного усилия, чтобы разгрузить рабочую систему при съезде машины со спуска.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Любой тормоз так или иначе состоит из следующих элементов:
- исполнительных тормозных механизмов, которые прижимаются к колесу для создания эффекта торможения;
- привода, управляющего ими.
В свою очередь указанные составляющие делятся на разные виды, отличающиеся по типу устройства.
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
1. Дисковые имеют следующую конструкцию и принцип действия:
- диск закреплен на ступице и крутится вместе с колесом;
- внутри суппорта (поршневого механизма) находятся колодки, а сам элемент неподвижно крепится к щитку ,.когда водитель воздействует на тормоз, суппорт прижимает колодки к диску и за счет силы трения скорость авто замедляется.
2. Барабанные отличаются конструктивом и особенностями работы:
- барабан установлен на оси и, аналогично диску, крутится вместе с колесом;
- под корпусом барабана находится неподвижный тормозной щит;
- на щите размещен рабочий цилиндр, в поршни которого упираются колодки в форме полумесяца;
- при активации тормоза поршневые элементы выходят из цилиндра и прижимают колодки к барабанному элементу.
ПРИВОДЫ
1. Гидравлический. Ставят на легковые авто. Ключевые элементы: педаль,главный тормозной цилиндр, трубопровод, вакуумный усилитель, исполнительные механизмы. Внутри системы находится тормозная жидкость, особенность которой заключается в том, что она не сжимается под давлением.
Принцип работы:
- Создается давление при нажатии на педаль тормоза, повышается усилителем и передается на рабочие цилиндры;
- Активируются поршни суппорта, или барабанного цилиндра, что приводит к контакту с диском ,или тормозным барабаном и происходит замедление.
2. Пневматический. Устанавливается на грузовые машины. Общий принцип работы аналогичен гидравлическому приводу. Только в пневматическом механизме вместо жидкости используется воздух.
Основные компоненты:
- тормозной кран — устройство управляет потоками сжатого воздуха;
- компрессор — агрегат создающий давление в системе
- ресиверы — емкости для хранения закаченного сжатого воздуха;
- воздушные магистрали;
- тормозные камеры (цилиндры) мембранного типа — установлены на колесах.
Привод работает следующим образом: нажатие на педаль заставляет тормозной кран открыть воздушные магистрали между ресиверами и тормозными камерами. За счет появившегося давления воздуха в цилиндрах фрикционные колодки прижимаются к барабану.
3. Комбинированный. В таких системах присутствуют одновременно гидравлический и пневматический приводы, разделенные на два отдельных контура. Редко применяются в автомобильном производстве из-за сложной конструкции и дороговизны реализации (несмотря на большую безопасность).
4. Механический. Встречается на современных машинах только в качестве стояночного тормоза.
Конструкция включает:
- рычаг («ручник»);
- тормозные барабан;
- колодки;
- кулачковые ваы;
- возвратные пружины;
- тросики.
Для торможения водитель тянет рычаг на себя, вследствие чего осуществляется натяжение тросиков, проложенных от «ручника» до тормозных механизмов. Из-за натягивания тросов проворачиваются валы, находящиеся в тормозных устройствах. Каждый вал соединен с колодками и в момент поворота прижимает их к барабану. Возвращение в исходное положение обеспечивается с помощью пружин. Они задействуются, когда водитель опускает рычаг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий