Translate

Поиск по этому блогу

ВЫБОР ЛАМП ГОЛОВНОГО СВЕТА

 


Кто из водителей при очередной замене сгоревшей лампы в фаре ближнего или дальнего света не задавался вопросом, а можно ли подобрать лампочку большей светосилы? Либо поступить более радикально и установить фары с ксеноновыми или LED источниками света.

Эксперты Моторпейдж решили внести ясность по актуальной для многих водителей теме выбора света фар.

КОГДА МОЖНО МЕНЯТЬ ТИП ИСТОЧНИКА СВЕТА

Автомобильные лампы, как и световые приборы, в которые они устанавливаются, являются важными элементами конструкции транспортных средств, напрямую влияющими на безопасность эксплуатации последних. Используемые в машинах лампы унифицированы, а их производство и применение регламентируются международными и российскими стандартами.

Типы ламп, установленных в каждой конкретной марке авто, вносятся в техническую документацию, и без специальных согласований автовладелец не имеет права менять их на другие виды приборов. Поэтому сделать фары своей машины более яркими, не нарушая требования законодательства, можно только за счет установки ламп с лучшей светосилой. По конструкции они должны быть аналогичны штатным источникам света.

ВИДЫ АВТОЛАМП

Различают автолампы четырех типов: накаливания, галогенные, ксеноновые и светодиодные. Первые три вида имеют примерно одинаковую конструкцию, которая включает в себя стеклянную колбу, одну или две нити накала и цоколь, либо другим образом выведенные наружу электрические контакты.

В колбе лампы накаливания находится инертный газ, а в галогенной к нему еще добавили смесь с парами брома и йода. В обоих случаях источником света служит раскаленная вольфрамовая нить.

В трубки ксеноновых ламп под большим давлением закачивается газовая среда, состоящая из микса инертных газов с преобладанием ксенона. В рефлекторной головной оптике бюджетных марок автомобилей чаще всего применяются совмещенные двухнитевые галогенные лампы.

Некоторые производители – к примеру, BMW, предпочитают комплектовать свои автомобили блок-фарами с раздельными фонарями ближнего и дальнего света. В них устанавливаются однонитевые лампы соответствующей мощности.

Кроме типа цоколя ‒ конструктивного элемента лампы, удерживающего её в патроне, галогенные источники света отличаются высотой и диаметром стеклянного баллона, а также геометрией и толщиной вольфрамовой нити. Наиболее распространенными являются галогенные лампы типа H1, H4, H7, H11 и HB3.


СОВМЕСТИМОСТЬ

Нередко, чтобы увеличить яркость фар своего авто, владельцы устанавливают светодиодные лампы, выполненные в таком же форм-факторе, что и штатные галогенные. Китайский автопром предлагает LED аналоги под различные типы цоколей. Такие способны, если верить производителям, заменить оригинальные галогенные лампы ближнего и дальнего света.

Но Моторпейдж советует хорошенько обдумать последний вариант и учесть, что оптика фар автомобиля рассчитана на установку источника света с вертикально или горизонтально ориентированной нитью накаливания, которая должна находиться на определенном расстоянии от отражателя. При попытке заменить оригинальную лампу линейкой светодиодов, как правило, не удается сформировать световой пучок с нужными характеристиками.

С LED лампочкой фара может светить ярко, но не вперед и вниз, а в других направлениях, ослепляя водителей встречного автотранспорта. Не получив в итоге хорошего света, автовладелец рискует стать легкой добычей инспектора ГИБДД, который будет вправе составить протокол за самовольное изменение конструкции автомобиля и неправильное использование световых приборов.

На основании статьи 12.5 КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Протоколы по этой статье могут выписываться при каждой остановке машины сотрудником ГИБДД. Если владелец автомобиля злостно уклоняется от замены самовольно установленных LED лампочек на штатные, данное транспортное средство может быть снято с регистрации.

ГАЛОГЕННЫЕ ЛАМПЫ С ПОВЫШЕННОЙ СВЕТООТДАЧЕЙ

Наиболее правильным и безопасным способом сделать фары ярче является установка в них галогенных ламп с повышенной светоотдачей. Производители указывают на упаковке последних: «+20%» или «+30%» («Brightness» или «More Vision»). Такая маркировка сообщает покупателю, что при одинаковых электрических параметрах со стандартными галогенными эти лампы действительно светят ярче на 20%, либо 30%.

Чтобы не перегрузить электрооборудование автомобиля, советуем приобретать такие модели ламп только от известных производителей и предварительно оценить указанную на коробке потребляемую мощность. В частности, если значение не превышает 55W, то увеличена не электрическая мощность, а светоотдача. Такие галогенные лампы можно смело устанавливать в фары автомобиля.

СТАВИТЬ ЛИ СИГНАЛИЗАЦИЮ НА НОВУЮ МАШИНУ

 


Этот вопрос волнует практически каждого покупателя нового автомобиля. Новые машины, как правило, имеют определенный набор средств безопасности. Стоит ли вторгаться в их сложное оборудование, чтобы установить дополнительные датчики, блок управления и другие модули электронной сигнализации? Тем более, что ни одна подобная система всё равно не сможет обеспечить 100% защиту от угона.

Эксперты портала Моторпейдж решили разобраться в ситуации.

ВОЗРАЖЕНИЯ

Если купленная машина не входит в список самых угоняемых моделей, имеет штатный иммобилайзер, оснащена устройством Key Less GO и к тому же застрахована по системе «Полное КАСКО», многие автомобилисты успокаивают себя мыслью, что от установки сигнализации можно пока воздержаться. Дополнительными аргументами в пользу такого решения обычно служат следующие соображения и обстоятельства:

  • Дилеры угрожают снять авто с гарантии, если установкой дополнительных систем охраны будут заниматься посторонние фирмы. Однако опытные водители советуют отказываться и от подобных услуг официальных дилерских центров, так как качество работы их мастеров оставляет желать лучшего, а места установки и виды охранных устройств предсказуемы.
  • Утверждение, что злоумышленники высокой квалификации способны обойти все существующие защиты и угнать любое транспортное средство.
  • Есть также мнение, что электронная сигнализация, по сути, всего лишь «громкое пугало», которое не защищает от угона.
  • Наконец, нежелание владельца, чтобы кто-то вторгался в электронику и механизмы его нового авто, ведь неизвестно, к каким последствиям это может привести.

С другой стороны, из-за отсутствия сигнализации очень высока вероятность того, что даже случайные хулиганы смогут беспрепятственно проникнуть в салон, похитить аудиосистему и нанести ущерб другому оборудованию машины.


АРГУМЕНТЫ «ЗА»

Перечисленные доводы против установки сигнализации в новые автомобили не выдерживают аргументированной критики.

Во-первых, владельцы, которые рассчитывают, что в случае угона застрахованного авто им выплатят 100% суммы полиса КАСКО, глубоко заблуждаются. Не менее 15% компания вычтет в качестве амортизации за каждый год пользования, а возврат денег состоится не ранее, чем через 2-3 месяца ‒ после того, как закончатся поиски машины, и дело будет закрыто. Если же авто найдут в разбитом состоянии, то ремонт придется оплатить из своих средств. Поскольку при совершении аварии за рулем был гражданин, который не вписан в страховой полис.

Во-вторых, применяя специальное радиоэлектронное оборудование, квалифицированные угонщики уже давно научились преодолевать защиту штатных иммобилайзеров и систем Key Less Go. Получается, что ни один владелец авто, оставленного на неохраняемой стоянке (к примеру, возле какого-нибудь торгового комплекса) не может быть уверен, что найдет его на том же месте спустя 5 минут.

Современная и грамотно установленная сигнализация способна повысить уровень защиты машины от угона, так как заставит злоумышленника потратить на совершение задуманных действий больше времени и подвергнет его дополнительному риску.

Еще эффективнее будет сопротивляться угону автомобиля правильно подобранная система технических средств.

НУЖЕН ОХРАННЫЙ КОМПЛЕКС

Устройство может настолько осложнить задачу угонщика, что он решит не возиться с защитой авто, а отправится на поиски другой жертвы. По мнению специалистов, примерный набор комплекса технических противоугонных средств должен состоять из:

  • Диалоговой электронной GSM сигнализации c обратной связью и множеством дополнительных функций.
  • Независимого иммобилайзера, разрывающего, к примеру, цепи питания форсунок.
  • Надежного электромеханического замка капота, который открывается только при определенном состоянии иммобилайзера и комплектуется тросом, защищенным от перекусывания.

Благодаря наличию замка капота, преступники не смогут добраться до электронного блока управления двигателем. А за счет надежности невскрываемой диалоговой сигнализации не смогут считать данные с ключа и брелока, необходимые для запуска двигателя. Если им всё же удастся справиться с сигнализацией, то мотор будет по-прежнему блокирован независимым иммобилайзером.

При таком комплексном подходе установка сигнализации на новую машину, действительно, стоящее дело.


КАКУЮ ВЫБРАТЬ СИГНАЛИЗАЦИЮ: ЭЛЕКТРОННАЯ VS МЕХАНИЧЕСКАЯ

 


Выбор технических средств защиты личного автотранспорта от угона ‒ непростое решение. Без специальных знаний в разнообразии охранных устройств сложно разобраться.

Моторпейдж подготовил обзор основных типов электронных и механических противоугонных систем, чтобы сравнить их возможности и эффективность.

ЭЛЕКТРОНИКА ИЛИ МЕХАНИЗМЫ

Большинство автовладельцев связывают понятие защиты от угона с установкой электронной сигнализации. Но эти системы являются далеко не единственным средством обеспечения сохранности транспорта. Специалисты различают четыре группы устройств безопасности:

  • Электронные автомобильные сигнализации.
  • Механические приспособления.
  • Электрифицированные секретки.
  • Противоугонные электронные и механические комплексы.

Новые машины чаще всего поступают в продажу с установленным на заводе штатным противоугонным иммобилайзером ‒ электронным приспособлением, блокирующим определенную электрическую цепь авто. Включение и отключение производится при помощи беспроводного электронного ключа, скрытой кнопки или панели для набора кода.

Рассмотрим ситуацию, когда автовладелец намерен усилить заводскую защиту: каким же устройствам следует отдать предпочтение ‒ электронным, механическим, либо использовать их в комплексе?


ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СИГНАЛИЗАЦИЙ

Производители и установщики предлагают различные типы электронных противоугонных систем:

  • Автомобильные сигнализации с односторонней связью. Управляются с брелока, обеспечивают блокировку центрального замка и двигателя. При срабатывании включают сирену. Недостаток: находящийся на удалении владелец может не услышать сигнал тревоги.
  • Автосигнализации с двухсторонним взаимодействием. Брелок такого устройства имеет экран для вывода информации о состоянии авто. Некоторые модели оснащаются модулями GSM или Bluetooth связи, могут обеспечивать пуск двигателя и управлять некоторыми другими опциями.
  • Диалоговые сигнализации. Эффективно защищены от сканирования сигнала и взлома злоумышленниками электронного блока защиты. Связь между брелоком и устройством обеспечивается на основе изменяемого диалогового кода.
  • Телематические GSM и спутниковые автосигнализации. Кроме стандартных защитных функций позволяют запускать двигатель, управлять кондиционером и прослушивать салон. Если автомобиль все же будет угнан, спутниковая система способна найти его в любой точке планеты.

Выбором большинства автомобилистов чаще всего является достаточно эффективная и оптимальная по цене сигнализация двухстороннего действия.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОУГОННЫЕ СИСТЕМЫ

Учитывая, что техническая оснащенность злоумышленников позволяет им справляться со многими видами электронных сигнализаций, в качестве дополнительного уровня защиты машин от угона разумно использовать механические блокираторы:

  • Усиленные замки для капота.
  • Блокираторы тормозной педали.
  • Механические блокираторы вала руля.
  • Механические устройства блокирования переключателя коробки передач.
  • Дополнительные блокираторы дверей и крышки багажника автомобиля.

Эти прочные антивандальные устройства не имеют дополнительных функций, но очень полезны, так как не позволяют угонщикам:

  • Отключить блокировки двигателя.
  • Открыть капот и выключить сигнал сработавшей сигнализации.
  • Подключиться к диагностическому разъему бортовой электроники.
  • Произвести замену блока управления двигателем.
  • Свободно пользоваться педалями и рычагом переключения передач.

Таким образом, если злоумышленникам и удастся отключить электронную сигнализацию, то они всё равно не смогут быстро угнать автомобиль, столкнувшись с необходимостью обезвредить механические средства защиты.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

Как показывает практика, опытным и технически оснащенным преступникам, увы, нередко удается обходить почти любые противоугонные системы. Но на взлом каждой из них им приходится тратить время.

Наличие в вашей машине защиты, состоящей из нескольких разноплановых устройств, на взлом которых требуются дополнительные усилия, может вынудить злоумышленников отказаться от идеи угнать конкретно этот автомобиль. Исходя из этого, Моторпейдж советует не выбирать между электронными и механическими сигнализациями, а подойти к вопросу комплексно, установив устройства обоих типов.


НУЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ АНТИКОР НА СОВРЕМЕННЫХ МАШИНАХ

 


Бытует мнение, что большинство новых моделей автомобилей выпускаются с оцинкованным кузовом, поэтому в регулярной обработке антикоррозионными составами не нуждаются. Во многих случаях современные машины действительно хорошо защищены от ржавчины. Но далеко не все.

Сперты Моторпейдж оценили, каким автомобилям и при каких условиях антикор требуется, а когда дополнительная защита машины от ржавчины вовсе не обязательна.

РАЗЛИЧИЯ В ОЦИНКОВКЕ

Уверенность автомобилиста, что его машина не нуждается в тщательно антикоррозионной обработке уязвимых мест, основывается на доверии к качеству нанесенного на кузов заводского цинкового покрытия. Но оно может различаться по толщине и способу нанесения. В частности, бывают горячий, холодный и гальванический методы цинкования металлических поверхностей.

Самой эффективной технологией нанесения цинковых покрытий является горячий (термический) способ. Чтобы надежно защитить авто от ржавчины, его кузов и все основные кузовные детали полностью погружают на время в технологическую ванну с высокотемпературным расплавом цинка. Полученное этим методом покрытие имеет толщину до 15 мкм и способно сохранять свои свойства десятилетиями. Следует отметить, что у такого цинкования есть существенный недостаток ‒ высокая стоимость.

Неплохих результатов позволяет добиться гальванический метод защиты кузовных деталей, который заключается в их погружении в электролизную ванну с кислотным раствором цинка. Полученное покрытие уступает по качеству «горячему» методу, но тоже достаточно надежно.

Большинство автопроизводителей применяют самую недорогую технологию нанесения цинковых покрытий ‒ «холодную», напыляя на детали специальный грунт, содержащий в себе высокодисперсный цинковый порошок. При этом считается, что автомобиль имеет оцинкованный кузов, хотя его защитное покрытие служит всего 2-3 года.

Чтобы знать наверняка, надежно ли защищен новый автомобиль от ржавчины, следует уточнить информацию о том, какой тип цинкования кузова применяется для интересующей марки машины на производстве и сопоставить ее со сведениями, полученными от дилера.


СО ВРЕМЕНЕМ РЖАВЕЕТ ВСЁ

Помимо цинкового покрытия при сборке автомобилей могут применяться и другие способы защиты от коррозии. Эти технологии включают фосфатирование кузовных деталей, а также покрытие специальными герметиками наиболее уязвимых к разрушению коррозией участков стыков и сварочных швов. Но нужно отдавать отчет, что со временем эффективность любых защитных покрытий снижается.

Больше всего коррозия угрожает порогам, колесным аркам и стыкам дверей, а также днищу и незащищенным участкам моторного отсека. В этих местах оцинкованное покрытие может иметь множественные царапины и сколы из-за летящих из-под колес камней, а присутствующая на дороге соль и другие реагенты провоцируют быстрое образование очагов коррозии. Поэтому даже при самой качественной заводской защите этих конструкций от ржавчины на них всё равно рекомендуется периодически наносить антикор.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Если речь о дорогой иномарке с защитным покрытием кузова, которое было нанесено способом горячего цинкования, то от подобных процедур можно воздержаться. Во всех других случаях рекомендуем дополнительно обработать днище кузова, колесные арки и пороги качественным антикором проверенного бренда.

Особенно важно защитить уязвимые поверхности авто перед наступлением зимы. С первыми же снегопадами дорожные службы обработают трассы активными реагентами, которые способны серьезно повредить машину без спецзащиты всего за несколько месяцев.


ЧЕМ ЗАЩИТИТЬ ЛАКОКРАСОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ КУЗОВА ЗИМОЙ

 


Холодное время года ‒ испытание для всех узлов, систем и деталей автомобиля. Снег, ледяные дожди, резкие перепады температур и дороги, щедро посыпанные солью и другими реагентами, особенно разрушительно воздействуют на поверхность кузова.

Моторпейдж подготовил подборку советов, которые помогут лучше подготовить машину к зиме.

ПЕРВЫЙ ШАГ ‒ ТЩАТЕЛЬНЫЙ ОСМОТР

Перед началом зимы следует внимательно осмотреть кузов машины. Но сначала её придется как следует помыть. Только после этой процедуры можно будет выявить все имеющиеся сколы, царапины или трещины лакокрасочного покрытия авто.

Советуем отправиться на профессиональную мойку, так как чисто символическая помывка «для красоты» не позволит полностью удалить пыль и грязь, скопившиеся во всех микроскопических трещинах ЛКП. 

После водных процедур и сушки наступает время осмотра. И только при условии, что на машине не обнаружены даже начальные очаги коррозии, а уж тем более глубокие трещины лакокрасочного покрытия, можно приступить к нанесению защитного покрытия.

ЧЕМ ОБРАБОТАТЬ КУЗОВ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗИМЫ

Производители автокосметики и препаратов для защиты ЛКП предлагают автомобилистам множество видов и марок защитных средств, способных помочь машине пережить зиму с минимальными последствиями. Все они имеют разные составы, стоимость и эффективность. Чтобы не заниматься рекламой, названия конкретных торговых марок в Моторпейдж перечислять не будем. Ограничимся общим анализом качества и пользы наиболее популярных веществ, а владельцы авто без труда найдут их в магазинах своего региона.

Следует понимать, что покупкой одного препарата ограничиться вряд ли возможно. Не существует универсальных средств для обработки внешнего ЛКП автомобиля, а также его днища и колесных арок. Для каждой из трех локаций машины потребуется своя защита. Но если говорить о составах от агрессивных факторов среды именно лакокрасочного покрытия кузова, то несложно назвать несколько групп препаратов, которые зарекомендовали себя на практике лучше других вариантов. Рассмотрим их подробнее.


ВОСК

В сравнении с дорогими мастиками и составами типа «жидкое стекло», а также оклейкой уязвимых мест специальной полимерной пленкой, защитные полироли на основе твердого воска обойдутся автовладельцу в десятки раз дешевле. При этом они практически не уступают перечисленным выше составам по качеству защиты.

В частности, восковая паста, заполнившая микротрещину, скол или царапину в ЛКП авто, надежно перекроет влаге доступ к металлу кузова. А последующая обработка и натирка им всей лакокрасочной поверхности позволит создать тончайшее, но очень надежное защитное покрытие.

Термин «воск» не нужно понимать буквально. Многие заводские средства данной группы могут включать в себя не только пчелиный или бразильский пальмовый воск, но также тефлон и некоторые другие компоненты, позволяющие сделать обработку кузова еще более эффективной. Защитного действия хороших восковых паст обычно хватает на весь зимний сезон.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИРОЛИ И АЭРОЗОЛИ

Стойкую защиту кузова от воздействия абразивных частиц льда, резких перепадов температур и других агрессивных факторов в зимнее время обеспечит полировка специальными составами. Например, качественная и правильно нанесенная полироль способна создать на лакокрасочной поверхности авто тонкую, однако очень прочную защитную пленку. Она не только придаст краске красивый блеск, но и будет надежно оберегать её от царапин и старения.

Подобно обработке воском, защитную полировку кузова автомобилист сможет выполнить своими руками. Все предназначенные для этой процедуры средства можно разделить на три группы:

  • жидкие полироли
  • пастообразные составы
  • препараты в виде геля

В последнее десятилетие наибольшей популярностью пользуются жидкие полировочные средства в баллончиках. Некоторые производители продают их в виде комплекта из двух баллонов ‒ для первичной и заключительной обработки кузова. Эти составы, как правило, имеют высокую стоимость.

Но, как уже было сказано, существует множество более доступных по цене жидких и пастообразных средств для полировки ЛКП, которые способны надежно защитить авто от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Главное ‒ правильно их использовать. А для этого есть один универсальный совет: внимательно читайте инструкцию производителя.


Свое электричество

 


В России стартовал выпуск электрического универсала LADA e-Largus. Озвучены цены и технические характеристики

Вазовская «электричка» встала на конвейер производственной площадки в Ижевске, где ее собирают по технологии полного цикла — со сваркой, окраской и сборкой. Внешне e-Largus отличается синим цветом молдинга на фальшрадиаторной решетке и орнаментом «е» — символом чистой энергии. Опционально предусмотрены литые диски колес, разработанные специально для этой модификации.

Уровень локализации модели превышает сегодня 50 %. В гамме преду­смотрены две основные модификации — пятиместный пассажирский универсал и грузо-пассажирский фургон, которые, в свою очередь, получат исполнения с разными батареями и грузоподъемностью.

Это первый российский электромобиль с отечественной батареей глубокой локализации. Поставками аккумуляторов занимается компания «Системы автономной энергии» (САЭ), входящая в состав ГК «Итэлма». Производителем внутренних ячеек пока остается КНР, но через два года этот импортный элемент может быть заменен на отечественный.

В автомобиле под капотом установлен синхронный электромотор на постоянных магнитах мощностью 68 л.с. с возможностью увеличения отдачи на короткий период до 163 л.с. «Максималка» ограничена 145 км/ч, разгон до сотни занимает 9,5 с.

Штатная тяговая батарея фургона емкостью 45,7 кВт·ч располагается под днищем на месте, где у бензиновых машин — топливный бак. Дополнительный аккумулятор на 15,3 кВт·ч размещен под капотом, но на грузо-пассажирские версии его будут ставить за доплату. Такая архитектура позволила полностью сохранить полезный объем салона и багажного отсека (560 л в пятиместном исполнении и 2540 л у фургона). Пассажирским же универсалам уже штатно полагаются два аккумулятора суммарной емкостью 61 кВт·ч.

Запас хода пассажирской версии составляет 420 км, «дальнобойность» коммерческих фургонов зависит от модификации. С одной тяговой батареей и максимальной грузоподъемностью 490 кг машина сможет преодолеть на одном заряде до 320 км, с двумя тяговыми батареями и максимальной грузоподъемностью 380 кг — до 400 км. Электромобиль можно зарядить на станциях «быстрой» зарядки менее чем за час и от обычной розетки — за 8–10 ч. В комплектациях предусмотрен комплект кабелей для зарядки от бытовой электросети.

Важное преимущество e-Largus — система термоменеджмента, разработанная и произведенная в России и интегрированная с системой отопления и кондиционирования. Такая схема обеспечивает работоспособность электропривода при низких и высоких температурах. Батареи имеют прочный корпус из алюминия и защищены от повреждений.

Разумеется, есть и привычные «теплые» опции: подогрев сидений, зеркал, ветрового стекла и руля. Отопитель салона оснащен электрическим нагревателем жидкости. Уровень заряда и запаса хода помогает контролировать цифровая приборка. Еще одно конкурентное преимущество — мультимедийная система LADA EnjoY Pro с онлайн-сервисами «Яндекс.Авто», навигацией и картами электрозаправок.

В перечень базового оснащения модели войдут две фронтальные подушки безопасности, система «ЭРА-ГЛОНАСС», ABS, кондиционер, электростеклоподъемники, задний парктроник и легкосплавные колесные диски. Цена уже известна — от 2?990?000 рублей за базовую комплектацию фургона с учетом госсубсидии для покупателей электромобилей. Без субсидии — почти на миллион дороже. Более полная информация о ценах и комплектациях электромобиля будет опубликована позже.

ГЕЛЕВЫЙ АККУМУЛЯТОР: УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

 


Автомобилисты ‒ люди любознательные. Узнав, что в продаже появились гелевые аккумуляторы, которые способны без замены служить до 10 лет и больше, многие водители проявили заинтересованность.

Моторпейдж подготовил обзор плюсов и минусов этого типа АКБ.

ОТЛИЧИЯ ГЕЛЕВОЙ БАТАРЕИ ОТ СВИНЦОВО-КИСЛОТНОЙ

Аккумулятор является одним из двух основных узлов электрооборудования автомобилей. До последнего времени на машины устанавливались только различной емкости свинцово-кислотные АКБ. Их основные недостатки, в том числе слишком короткий срок службы, общеизвестны. С выходом на массовый рынок специализированных гелевых батарей у автовладельцев появилась альтернатива.

По принципу своему работы гелевая батарея тоже относится к свинцово-кислотным источникам питания. Только в отличие от обычных, внутри таких АКБ электролит находится не в жидком, а желеобразном состоянии ‒ в виде геля. Чтобы смесь серной кислоты и воды утратила свойство текучести, в неё добавляют силиконовый загуститель. Полученной вязкой массой заполняют корпус аккумулятора с расположенными в нем свинцовыми пластинами и разделяющими их сепараторами из особого микропористого дюропластика. Этот пластик очень прочен, поэтому гелевые аккумуляторы обладают высокой стойкостью к ударам и вибрациям.

В процессе производства гель в батарее подсушивают, в результате чего в его массе образуется множество пористых микротрещин. Водород и кислород, выделяющиеся при заряде и разряде аккумулятора, не улетучиваются во внешнюю среду. Они остаются внутри геля, реагируют друг с другом и образуют воду, которая возвращается в гелевый состав. Такое течение газообмена позволило сделать гелевые АКБ абсолютно герметичными.


ПРЕИМУЩЕСТВА ГЕЛЕВЫХ АКБ

Следует отметить целый ряд положительных качеств данного вида аккумуляторов:

  • Гарантированная защита от вытекания электролита.
  • Длительный срок службы. Постоянно контактирующие с гелевой массой электролита свинцовые пластины защищены от коррозии и работают дольше. При правильной эксплуатации срок жизни таких источников питания составляет не менее 10 лет.
  • Устойчивое физико-химическое состояние электролита обеспечивает лучшую защиту батареи от последствий глубокого разряда.
  • Своеобразный замкнутый кругооборот газов (которые выделяются в процессе химических реакций и поглощаются гелевым раствором, чтобы затем превратиться в воду) предотвращает снижение объема желеобразного электролита.
  • Меньшая зависимость технических характеристик от температурных условий. Гелевые батареи способны безотказно работать при температурах от -40°C до +50°C.
  • Стойкость к высокой влажности и внешней агрессивной среде.
  • Высокая энергоемкость.


Герметичные гелевые аккумуляторы не выделяют наружу паров серной кислоты и вредных газов, поэтому их можно устанавливать внутри жилых помещений и в салонах автомобилей.

МИНУСЫ ГЕЛЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Данный вид АКБ отличается особой чувствительностью к напряжению заряда. Именно поэтому их устанавливают только в авто, цепи питания которых контролируются особым электронным стабилизатором. То есть без специальной подготовки транспортного средства заменить такой батареей стандартный свинцово-кислотный аккумулятор нельзя.

Эта особенность агрегата предъявляет повышенные требования и к зарядному устройству, обычным типовым блоком гелевые АКБ заряжать не рекомендуется.

Главным минусом этих аккумуляторов является высокая цена. Однако технологии производства постепенно совершенствуются, поэтому не исключена возможность, что со временем гелевые батареи станут более доступны.


ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ГЕЛЕВОГО АККУМУЛЯТОРА

 


Производители гелевых АКБ позиционируют свою продукцию как необслуживаемую и не подлежащую ремонту. Тем не менее, нашлись профи и автолюбители, которые детально изучили конструкцию и научились успешно устранять некоторые неисправности гелевых агрегатов.

Моторпейдж расскажет, при каких отказах этот тип аккумулятора все-таки можно восстановить путем обслуживания или ремонта, а в каких случаях автовладельцу придется потратиться на новую батарею.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И СЛОЖНОСТЬ РЕМОНТА

Гелевые АКБ, каки и обычные автомобильные аккумуляторы, относятся к классу свинцово-кислотных перезаряжаемых источников энергии. Но электролит внутри них находится не в жидком, а в желеобразном виде (раствор серной кислоты смешивают с особым силиконовым загустителем).

Выпускаются гелевые батареи в герметичном корпусе, так как в них не нужно доливать дистиллированную воду. В процессе зарядки электролит теряет жидкость. Входящая в его состав вода разлагается в процессе электрохимических реакций на водород и кислород. Выделившиеся газы в виде небольших пузырьков накапливаются в густом геле и снова превращаются в воду в результате рекомбинации.

Описанные процессы протекают в нормальном режиме, если пользователи точно соблюдают все предписанные производителем правила эксплуатации гелевых АКБ. В противном случае аккумуляторы могут выходить из строя, либо преждевременно теряют большую часть ресурса и служат намного меньше положенных для них 10-12 лет.


ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ

Можно выделить три основных вида неисправностей гелевых АКБ, связанных с отступлением от рекомендованных режимов работы:

  • Пересыхание электролита. Вода может выделяться и испаряться из геля, если в процессе зарядки на электроды батареи подается завышенное напряжение. Мельчайшие пузырьки воды в геле закипают, давление под крышкой аккумулятора увеличивается, и образовавшиеся испарения выходят наружу через систему предохранительных клапанов. Если эту проблему вовремя не обнаружить, то слишком высокая концентрация в электролите серной кислоты приведет к разрушению свинцовых пластин.
  • Сульфатация. В процессе работы на пластинах разряжающейся батареи накапливается мелкокристаллический сульфат свинца, который при зарядке снова растворяется в электролите. Но при систематическом глубоком разряде аккумулятора поверхность пластин постепенно покрывается нерастворимым крупнокристаллическим сульфатом свинца. Этот налет мешает нормальному течению химических реакций, поэтому АКБ теряет емкость и постепенно приходит в негодность.
  • Механические повреждения корпуса. В сравнении с обычными гелевые батареи лучше защищены от вибраций и тряски, но случайный сильный удар или падение аккумулятора могут повредить его корпус. Такие АКБ подлежат утилизации. Та же участь ждет батареи, которые из-за неправильной зарядки раздуло закипевшим и увеличившимся в объеме электролитом.

Еще одной причиной возможного выхода из строя гелевого аккумулятора является короткое замыкание электродов, которое может произойти из-за случайного падения на них какого-либо инструмента.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕЛЕВЫХ АКБ

Возможность технического обслуживания и ремонта сведена к минимуму из-за особенностей конструкции гелевых агрегатов. Своими силами автовладелец может выполнить следующие работы:

  • Долить в заполненные гелем банки пересохшей батареи дистиллированную воду. Для этого при помощи плоской отвертки следует демонтировать крышку АКБ. При помощи шприца вода небольшими порциями вносится на поверхность геля. Долитый дистиллят должен полностью впитаться. После завершения процедуры необходимо установить на место крышку батареи и надежно зафиксировать ее клеем.
  • Произвести десульфатацию пластин. Операция не требует разборки АКБ и выполняется при помощи современного зарядного устройства, у которого предусмотрен режим восстановления емкости батарей путем коротких последовательных циклов заряда/разряда. Но если поверхность пластин уже успела покрыться толстым налетом кристаллов сульфата свинца, то эта процедура не поможет.

Чтобы продлить срок службы гелевого аккумулятора, владельцу нужно следить за исправностью электрооборудования авто и тщательно контролировать параметры работы цепей зарядки. Если не нарушать требования по эксплуатации, то качественная гелевая батарея прослужит положенные ей 10-12 лет без обслуживания и ремонта.


ЧЕК-ЛИСТ НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ АКБ

 


Трудности выбора при покупке новой аккумуляторной батареи переживает почти каждый автовладелец. Хочется, чтобы новый АКБ без проблем отработал хотя бы пятилетку, но такая удача случается нечасто. А еще нужно учесть основные технические характеристики аккумулятора, иначе он может просто не подойти к автомобилю.

Моторпейдж поможет избежать ошибок при выборе АКБ: рассказываем, на что нужно обратить внимание, чтобы покупка оказалась удачной.

ТОВАР СЕЗОННОГО СПРОСА

Пик продаж автомобильных аккумуляторов традиционно приходится на конец осени ‒ начало зимы. В теплое время года даже критично изношенная батарея может успешно выполнять свою работу. Ведь стартеру машины не нужно слишком много энергии, чтобы прокрутить коленвал двигателя, внутри которого находится текучее, не слишком загустевшее масло. Ситуация кардинально меняется с наступления первых заморозков.

Обеспечить старт холодного мотора с вязким маслом намного сложнее. В этой ситуации «уставший» за годы эксплуатации АКБ уже не может обеспечить требуемый пусковой ток. После первой неудачной попытки запустить двигатель, стартер замолкает. Срочная подзарядка аккумулятора обычно не приводит к желаемому результату. В такой ситуации придется купить новую батарею. Выбирая агрегат, учитывайте следующие факторы.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЕМКОСТЬ

Данный параметр характеризует доступный запас энергии. Емкость АКБ измеряется в ампер-часах (А•ч). Производители указывают эту характеристику на корпусе аккумулятора. В зависимости от объема и типа мотора легкового авто рекомендованная емкость батареи может составлять от 40 до 66 А•ч. Мощным внедорожникам обычно нужен АКБ емкостью от 75 А•ч.



РАЗМЕРЫ И ФОРМ-ФАКТОР

При всем желании купить аккумулятор с большим запасом энергии, нужно иметь в виду, что покупка должна уместиться в отведенной для неё нише. Примечательно, что геометрия и расположение клемм в европейских и азиатских батареях отличаются. Лучший способ избежать ошибки ‒ ориентироваться на размеры отслужившего аккумулятора.

ТИП КРЕПЛЕНИЯ

Кроме габаритных размеров, покупателю нужно обратить внимание на способ крепления батареи. В европейских моделях авто для этой цели используются пластины, которые удерживают батарею за выступы, расположенные внизу её корпуса. В азиатских АКБ таких выступов может не быть. Эти аккумуляторы рассчитаны на верхнее крепление при помощи специальной планки или рамки.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Продукция мало известных брендов подкупает доступной ценой, но аккумуляторы популярных производителей отличаются более высоким уровнем качества, надежностью и сроком службы. Ведущие компании вкладывают средства в разработку новых технологий и развитие производства. Однако расстановка сил на рынке может меняться, поэтому перед покупкой полезно почитать отзывы покупателей об аккумуляторах различных брендов.

ПУСКОВОЙ ТОК

Важная техническая характеристика, существенно влияющая на эксплуатационные возможности батарей. Значение этого параметра измеряется в амперах и указывается на этикетке изделия. Его величина определяется как максимально возможный пусковой ток, который АКБ способен обеспечить на протяжении 10-30 секунд при температуре -18 °С. Покупатель заинтересован приобрести аккумулятор с максимальным значением пускового тока.  

ГДЕ ПОКУПАТЬ

Эксперты Моторпейдж советуют приобретать автомобильные батареи только в специализированных магазинах. Здесь меньше риск купить неоригинальное или просроченное изделие. Дату выпуска предлагаемого аккумулятора в любом случае нужно проверить. И если он был выпущен более года назад, то следует подобрать другой вариант. В магазине вам должны продемонстрировать пригодность батареи при помощи нагрузочной вилки и заполнить официальный гарантийный талон.


ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ (АКБ)

 


В помощь автолюбителям Моторпейдж подготовил обзор разновидностей АКБ.

ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИИ

Автомобильные аккумуляторные батареи являются химическими источниками тока кислотно-свинцового типа. Как правило, они состоят из нескольких отдельных составляющих ‒ банок, последовательно соединенных в общую цепь. Каждая банка представляет собой отдельный самостоятельный элемент питания, в котором находятся пластинчатые свинцовые электроды, и тем или иным способом контактирующий с ними электролит в виде раствора серной кислоты.

Для производства стартерных автомобильных аккумуляторов симбиоз свинцовых пластин и сернокислотного электролита выбран неслучайно. Именно свинцово-кислотные перезаряжаемые источники тока отличаются наилучшими потребительскими характеристиками ‒ большей энергоемкостью и способностью обеспечивать максимальные значения токов.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Технологии производства кислотно-свинцовых батарей не стоят на месте. Уже достаточно давно для изготовления пластин используется не чистый свинец, а его сплав с некоторыми другими металлами ‒ добавками, улучшающими эксплуатационные параметры АКБ. Кроме изменения состава пластин, были разработаны и прочно вошли в обиход аккумуляторы с видоизмененным электролитом, который присутствует в банках не в жидком состоянии, а в виде геля.

Исходя из химического состава свинцовых пластин и физического состояния контактирующего с ними электролита, специалисты различают до десяти различных видов автомобильных АКБ. Рассмотрим особенности самых распространенных и востребованных на рынке типов свинцово-кислотных аккумуляторов более подробно.

НАИБОЛЕЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ‒ СУРЬМЯНИСТЫЕ АКБ

При изготовлении этой разновидности аккумуляторов используются свинцовые пластины, в состав которых входит около 5% сурьмы. Добавка позволила компенсировать основной недостаток свинца ‒ мягкость металла.

Но одновременно с этим сурьма послужила своеобразным катализатором, вызвав более интенсивное протекание процессов электролиза, сопровождающееся ускоренным выделением газов. Из-за этого производство сурьмянистых автомобильных батарей в последнее время резко сократилось, уступив место изделиям с другим составом электродов.

МАЛОСУРЬМЯНИСТЫЕ БАТАРЕИ

Снизив содержание сурьмы в свинце, применяемом при изготовлении пластин, удалось уменьшить электролизные потери воды, а также замедлить скорость процессов саморазряда АКБ.
Кроме того, малосурьмянистые батареи не столь чувствительны к нестабильности напряжения бортовой сети и в производстве обходятся дешевле обычных. Это обеспечило достаточно широкое использование их для машин отечественного автопрома и не слишком требовательных к параметрам энергопитания иномарок.


КАЛЬЦИЕВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

В этих АКБ ускоренное кипение электролита при зарядке удалось нейтрализовать за счет введения в свинец примесей кальция. Процессы электролиза содержащейся в электролите воды начинаются не при обычных для малосурьмянистых батарей 12 В, а при более высоком напряжении, равном 16 В.

Отсутствие кипения электролита позволило начать выпуск так называемых необслуживаемых АКБ. Кальциевые батареи также имеют определенные недостатки: аккумуляторы отличаются невысокой стойкостью к перезаряду и имеют более высокую цену по сравнению с малосурьмянистыми.

ГИБРИДНЫЕ БАТАРЕИ

При изготовлении этого вида аккумуляторов используется два типа пластин. В положительных группах устанавливаются малосурьмянистые, а в отрицательных ‒ пластины с добавками кальция.
По комплексу эксплуатационных характеристик такие батареи занимают промежуточное положение между малосурьмянистыми и кальциевыми источниками тока. А по соотношению цена/качество гибридные АКП считаются одними из самых оптимальных предложений на рынке.

ГЕЛЕВЫЕ И AGM БАТАРЕИ

Главным отрицательным свойством аккумуляторов с жидким электролитом является возможность вытекания раствора кислоты наружу через трещины в корпусе, а также быстрое осыпание мягких свинцовых пластин. Внутри гелевых аккумуляторов находится вязкий электролит, специально смешанный с загустителями на основе солей кремния. Эта масса плотно облегает поверхность пластин, защищая их от осыпания. Гелевые аккумуляторы не теряют своих свойств даже в случае глубокого разряда, поэтому отличаются длительным сроком службы.

Одной из разновидностей АКБ гелевого типа являются аккумуляторы AGM. В них пространство между пластинами дополнительно заполнено особой пористой структурой из стекловолокна, которая способствует лучшему удержанию геля и защищает свинец от осыпания. Такие источники тока особенно рекомендованы для машин с множеством циклов заряда/разряда. Благодаря различиям в технологии производства батареи AGM обходятся дешевле гелевых, но отличаются менее продолжительным сроком службы.

Именно AGM аккумулятор может стать удачным выбором автомобилиста, подбирающего для своей машины новую батарею.