Гидрокомпенсатор (ГК) — устройство, предназначенное для автоматической регулировки теплового зазора клапанов. Его наличие в ГРМ отменяет необходимость ручного регулирования.
ГК может подстраивается под любой зазор, представляя собой маленький гидроцилиндр, меняющий свою длину за счет особенностей конструкции и давления моторного масла.
Однако гидрокомпенсатор — не вечный механизм, поэтому может выйти из строя по тем или иным причинам и некорректно справляться со своей задачей. Что приводит к нарушению функционала ГРМ и силового агрегата. Эксперты Моторпейдж рекомендуют не оставлять неисправный ГК без внимания и при первых же симптомах срочно их устранять.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
Определить поломку или отклонения в работе можно по характерному звонкому стуку, возникающему при заведенном моторе. Он появляется, поскольку ГК не успевает выбирать вовремя зазор. Обычно частота звона в два раза реже, чем количество оборотов двигателя. Сильнее работает ДВС – чаще стук.
Вместе с основными признаками наблюдаются и второстепенные:
- уменьшение мощности двигательного агрегата;
- мотор работает громче обычного;
- повышенный расход масла;
- низкое или высокое давление в смазочной системе.
Первые два из перечисленных появятся в любом случае, если гидрокомпенсатор неисправен. А симптомы, связанные с маслом, сопровождают лишь определенные поломки ГК.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РАБОТЫ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
Загрязнение перепускного клапана или масляного канала. Происходит из-за некачественной смазки или затягивания сроков замены масла. При забитом канале, через который смазочная жидкость поступает в устройство, нужное масляное давление не успевает сформироваться. Следовательно, ГК не подбирает правильный зазор. Из-за загрязнений устройство может вовсе заклинить.
Естественный износ. В этом случае также может наблюдаться заклинивание элемента (характерный признак — наличие стука даже на прогретом двигателе), деталь перестает функционировать. Симптоматична и протечка шарикового клапана, который не удерживает масло внутри гидрокомпенсатора, устройство теряет жесткость.
Проблемы в системе смазки. Выражаются следующим образом:
- Используется слишком вязкое или жидкое масло (а возможно просто некачественное). Смазочная жидкость не прибывает в нужном объеме или наоборот, вытекает быстрее, чем наполняется плунжер.
- Наличие протечки в системе, либо недостаточный уровень масла — насос не может выдать необходимое давление для корректной работы гидрокомпенсатора.
- Перелив смазки в систему, нарушение компрессии или засоры — все это тоже приводит к высокому давлению масла.
РЕМОНТ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
Если масляное давление в норме, и смазку недавно меняли (она точно качественная и подходит двигателю), а также мотор предварительно промывался, но звонкий стук все равно есть, то дело в компенсаторе. Самый базовый и просто способ починки — добавить в смазочную систему при разогретом ДВС специальные присадки. Они улучшат свойства масла и очистят ГК.
Но действуют эти средства постепенно и конечный эффект наступает в пределах 500 км пробега. Отложенное действие — недостаток этого варианта. Для надежности лучше прочистить или заменить компенсаторы вручную.
Примечание! Эти процедуры требуют надлежащего исполнения. В противном случае можно плохо вычистить ГК, неправильно установить, а то и вовсе сломать. Потому Motorpage.ru рекомендует обратиться к специалистам для диагностики и последующего ремонта.
ДИАГНОСТИКА И ОБСЛУЖИВАНИЕ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
Потребуется гаечный ключ для откручивания головки блока цилиндров, чтобы получить доступ к ГК. Также стоит обзавестись измерительным щупом.
После того, как головка снята, можно произвести диагностику одним из способов:
- Найти любой открытый клапан и замерить тепловой зазор. Если он составляет больше 0,1 мм, то элемент нуждается в обслуживании.
- Надавить по очереди на компенсаторы. В рабочем состоянии ход должен быть жестким и продавить их трудно. Проваливаются легко? Значит, они неисправны.
Далее нерабочие устройства необходимо достать из гнезд с помощью магнита или инерционного съемника. Если у снятых ГК есть видимые дефекты, то их можно сразу выкинуть.
ПРОМЫВКА
По мнению экспертов Моторпейдж, лучше обойтись без разбора элементов по нескольким причинам.
Во-первых, обратно собрать уже может не получиться, и тогда потенциально рабочий компенсатор станет точно сломанным.
Во-вторых, промывание без разбора уже обеспечит достаточную очистку. В том случае, когда после произведенных действий работоспособность ГК не восстанавливается, придется покупать замену.
Перед промыванием нужно заготовить емкость для бензина, керосина или специальной очистительной жидкости, в которую предстоит окунать деталь и чистить (например, зубной щеткой).
Алгоритм действий следующий:
- нажать на отверстие компенсатора предметом, подходящим по диаметру, одновременно опуская деталь в заготовленную жидкость, чтобы она попала внутрь;
- повторить эту процедуру несколько раз;
- вылить всю залитую жидкость, одновременно нажимая на ГК и отверстие для залива.
Если все сделано правильно, то компенсатор должен свободно сжиматься. Теперь остается смазать элемент маслом, вернуть на место и проделать то же самое с остальными нерабочими ГК, которые можно восстановить. Затем необходимо завести двигатель для проверки и прокачать компенсаторы (см. ниже), предварительно собрав ГРМ. Стук остался? Покупаете аналогичные ГК и устанавливаете вместо неисправных
Примечание! После очистки или замены желательно промыть смазочную систему и поменять масло.
ПРОКАЧКА ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
После установки деталей нужно выполнить прокачку для удаления попавшего внутрь воздуха. Иначе даже новые и исправные элементы могут стучать.
Порядок действий:
- завести машину и дать поработать 3-4 минуты на 2500 оборотах;
- потом придержать 30-40 секунд на холостом ходу;
- в конце заглушить автомобиль на минуту.
Повторять прокачку следует до прекращения стука, но не более 5-7 раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий