Одним из основных конструктивных элементов, используемых в трансмиссии автомобилей, является автоматическая коробка передач (АКПП). Этот агрегат в процессе эксплуатации выполняет несколько важных функций, изменяя по мере необходимости параметры крутящего момента (усилия, развиваемого двигателем) и скорости движения транспортного средства (ТС).
Кроме этого, обеспечивается разъединение двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и трансмиссии.
Специалисты подразделяют все АКПП на 3 группы:
- Бесступенчатые (вариатор).
- Ступенчатые (гидроавтомат).
- Комбинированные (роботизированные коробки-автомат).
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АГРЕГАТА
В конструкции всех типов АКПП имеются следующие структурные элементы:
- Гидротрансформатор (ГТД). Состоит из реактора, турбины и насосного колеса с большими лопастями. Узел выполняет роль сцепления (передача вращательного движения от ДВС к ведущим колесам машины). Его основная задача – обеспечить плавность и равномерность вращения без рывков и толчков.
- Планетарная передача (ПП). Представляет собой узел с набором скоростей. Здесь происходит управление шестернями с учетом выбранного режима движения ТС.
- Комплект фрикционных накладок и механизмов торможения. Они управляют и при необходимости останавливают элементы ПП.
- Блок управления. Отвечает за оптимальный режим работы АКПП с учетом конкретных условий дорожного движения.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКИ
После пуска двигателя в ГТД поступает трансмиссионное масло, постепенно давление увеличивается. Насосное колесо приводится в движение, но другие элементы (турбина и реактор) остаются неподвижными.
При включении передачи и увеличении подачи бензина в цилиндры ДВС скорость вращения насосного колеса возрастает. Образующиеся потоки масла приводят в движение турбину, далее тяговое усилие передается на колеса, и автомобиль начинает движение.
С достижением определенной скорости движения передача меняется автоматически. Под воздействием фрикционов и тормозной ленты пониженная передача отключается. Одновременно с этим растущее давление потока масла разгоняет повышенную передачу. Таким образом происходит переключение без потери мощности.
Снижение скорости или полная остановка двигателя роняет давление в системе, и происходит переключение в обратном порядке (с высшей передачи на низшую).
ДОСТОИНСТВА АГРЕГАТА И ЕГО НЕДОСТАТКИ
Возросшие требования к качеству управления ТС привели к существенному усложнению конструкции современных автомобилей. Установка автоматической КПП на легковые и грузовые машины самым лучшим образом сказалась на работе двигателя и ходовой части, а также на повышении скоростных параметров.
Водителю на автомобиле с механической коробкой передач во время движения периодически приходится выжимать педаль сцепления, перемещать рычаг переключения, выбирая ту или иную передачу самостоятельно с учетом скорости движения и состояния дорожного полотна.
Использование коробки-автомата отменяет необходимость перечисленных действий. По сравнению с механическими КПП у «автоматов» есть ряд важных преимуществ:
- Простота и комфорт при управлении ТС. Водитель машины с «автоматом» не отвлекается от контроля за дорожной ситуацией, ему не нужно следить за режимом переключения скоростей.
- ДВС, а также основные узлы и агрегаты (ходовая часть, подвеска, тормозная система и проч.) защищены от перегрузок, в результате чего существенно увеличивается их эксплуатационный ресурс.
- Использование специальных программ движения (устанавливаются на современные модели внедорожников с АКПП) позволяет повысить проходимость авто в условиях бездорожья или сильно заснеженной дороги.
- Повышенная надежность и безотказность работы. На «автомате» нет таких деталей, как диск сцепления, тросик, выжимной подшипник и ряда др. Вывести из строя АКПП намного сложнее.
При своевременном обслуживании и правильной езде ресурс современных агрегатов может достигать миллиона километров, что в разы превосходит аналогичный параметр механической коробки.
Однако есть у АКПП и несколько минусов, которые нужно знать и учитывать при покупке нового автомобиля:
- Стоимость ТС с «автоматом» выше по сравнению с моделями «на механике».
- Расход топлива при эксплуатации автомобиля в городском режиме увеличивается в среднем на 15-20%.
- Техническое обслуживание (ТО) обойдется дороже. В частности, предъявляются высокие требования к качеству трансмиссионного масла (ATF жидкости). Оно должно быть оригинальным, рекомендованным производителем.
- Автомобиль с АКПП нельзя буксировать на тросе или жесткой сцепке.
- Движение можно начинать только после предварительного прогрева коробки. На это потребуется больше времени, чем для прогрева антифриза, используемого в системе охлаждения двигателя. Соответственно, увеличивается расход топлива.
ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Плюсы и минусы у коробки-автомата по сравнению с механикой очевидны. Перед покупкой авто все эти параметры важно учесть и проанализировать. В целом, механическая трансмиссия на данный момент является более практичным и надежным вариантом. «Автоматы» идеально подойдут для начинающих водителей и тех автомобилистов, которые большую часть времени передвигаются в условиях городских пробок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий