Владельцы частного транспорта, которым время от времени приходится перевозить грузы при помощи автомобильных прицепов, не всегда в полной мере осведомлены о регламентирующих их применение законодательных нормах.
Эксперты портала Моторпейдж решили напомнить автомобилистам основные положения Правил Дорожного движения и Федеральных законов России, касающиеся вопросов эксплуатации прицепов.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Термин «автомобильный прицеп» распространяется на все транспортные средства, не имеющие собственного двигателя и предназначенные для транспортировки их легковыми или грузовыми автомобилями. В зависимости от того, каким образом вес груза передается на дорогу и перераспределяется ли нагрузка между осями прицепа и автомобиля ‒ тягача, различают три основных вида прицепного дорожного транспорта:
- Прицепы – транспортные средства, в которых собственная масса и вес перевозимых грузов
- полностью передаются несущей рамой на колеса и дорожное покрытие. Присоединение и трафик тянущего усилия тягача осуществляются через сцепной механизм и буксировочное устройство типа «дышло».
- Полуприцепы – разновидность прицепных транспортных средств, передвижение которых возможно только с опорой на сцепное устройство тягача автомобиля. В свободном состоянии полуприцеп нуждается в дополнительных опорных стойках откидного или выдвижного типа.
- Роспуски ‒ специализированные прицепы для транспортировки цельных длинномерных грузов. Передней частью перевозимые изделия опираются на ложементы ‒ особые фиксирующие конструкции тягача, а задней крепятся непосредственно на грузовое ложе роспуска.
Несмотря на отсутствие двигателя автоприцепы входят в категорию транспортных средств, подлежат государственной регистрации и должны иметь собственный номерной знак.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЦЕПОВ
Владельцев личного автотранспорта чаще всего интересуют прицепы для легковых автомобилей и коммерческих фургонов. Большинство моделей этой группы автоприцепов отличает сравнительно небольшой вес, грузоподъемность и габариты. Общепринятая классификация включает следующие виды легковых автоприцепов:
- В зависимости от грузоподъемности и собственного веса – легкие и тяжелые прицепы. К группе «легких» относятся автоприцепы, максимальная разрешенная масса которых (собственный вес ТС и груза) не превышает 750 кг. Прицепы, характеристики которых выходят за рамки данной нормы, называют «тяжелыми». Эти средства для перевозки грузов должны быть оснащены собственной тормозной системой.
- По характеру перевозимых грузов различают универсальные бытовые, а также специальные прицепы, оборудованные для транспортировки конкретных видов имущества, технических средств и животных. К этой же группе относятся разнообразные по конструкции дома на колесах.
- В зависимости от количества осей ‒ двухосные и одноосные прицепы к легковым автомобилям. Модели прицепных транспортных средств с одной осью отличаются тем, что легче, маневреннее, практически не затрудняют управление автомобилем, просты в эксплуатации, занимают меньше места при хранении и дешевле стоят. На их фоне двухосные прицепы ‒ прочнее по конструкции и более устойчивы на дороге, а также превосходят по объему и массе транспортируемых грузов.
- Прицепы с рессорно-амортизационной и торсионной подвеской. Конструкции первого типа более ремонтопригодны, характеризуются надежностью и длительным сроком службы, лучше демпфируют колебания и имеют меньшую стоимость. Прицепы с торсионной подвеской рассчитаны на транспортировку более тяжелых грузов, но дороже обходятся при покупке и ремонтах.
Возможны различные варианты конструктивного исполнения перечисленных типов автомобильных прицепов: со съемными бортами, каркасами и тентами, с системами управления поворотом, а также легковые прицепы трейлеры.
ПРИЦЕПЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрим наиболее интересующие владельцев вопросы оформления и эксплуатации прицепов ‒ в том виде, как они освещены в соответствующих законодательных документах:
- Статус транспортного средства. Юридически данное положение закреплено в п.1.2 Правил дорожного движения, в котором содержатся исчерпывающие определения терминов «Прицеп» и «Автопоезд». Последняя обновленная редакция ПДД, вступившая в действие с 1.03.2021 г., утверждена Постановлением Правительства РФ №2241 от 31.12.2020 года.
- Постановка на учет. Являясь транспортным средством, автомобильный прицеп подлежит обязательной регистрации в соответствующей службе ГИБДД в срок, не превышающий 10 суток со дня приобретения. Эта норма зафиксирована в Постановлении Правительства России №938 от 12 августа 1994 г.
- Размер государственной пошлины. При регистрации прицепа с его владельца должна быть удержана госпошлина, размер которой на основании п.36.1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ составляет 2350 руб. Регистрации через портал Госуслуг обойдется на 30% дешевле. Сумма к оплате составит 1645 руб.
- Транспортный налог. В соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса Российской Федерации прицепы не включены в список транспортных средств, являющихся объектами налогообложения.
- Страховка ОСАГО и техосмотр. Физические лица, владеющие прицепами с максимальной разрешенной массой до 3500 кг, от процедур обязательного государственного страхования с получением полиса ОСАГО и необходимости государственных технических осмотров транспортных средств освобождены. Эти нормы установлены п.4 ст.32 ФЗ-170 РФ от 1.07.2011 г, и п.3 ст.4 ФЗ-40 РФ от 25.04.2002 года.
Наличие в правах водителя категории «В» разрешает ему управлять автомобилем с прицепом максимальной разрешенной массы до 750 кг, а также буксировать более тяжелые прицепы, если общая масса транспортных средств не превышает 3500 кг (ст.25 ФЗ-196 от 10.12.1995 г.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий