Клапаны ДВС подвергаются воздействию высоких температур в период эксплуатации. Потому металл, из которого эти элементы изготовлены, расширяется. В свою очередь, это может привести к их ускоренному износу, поломкам и падению характеристик двигателя. Чтобы предупредить эти последствия, между клапаном и распределительным валом устанавливают тепловой зазор — промежуток между двумя упомянутыми деталями.
Если зазор находится в предусмотренном производителем пределе, то ГРМ (газораспределительный механизм) исправно функционирует. Но по мере эксплуатации выставленное расстояние изменяется в меньшую или большую сторону, что приводит к сбою в работе газораспределительной системы. И дабы вернуть зазору нормативное значение, требуется периодически вручную выполнять регулировку клапанов.
ЧТО ТАКОЕ ГИДРОКОМПЕНСАТОР (ГК)?
Это специальный механизм, который автоматически регулирует тепловой зазор, пока работает двигатель. Соответственно, если в моторе установлено такое устройство, то настраивать клапаны не нужно.
ГК ставят на все современные автомобили. При этом установить его можно в любой ГРМ независимо от особенностей системы.
Плюсы гидрокомпенсатора
- Тихая работа двигателя
- Минимальный расход топлива
- Ресурс износа ГРМ увеличивается
- Не требует обслуживания (если работает исправно).
Минусы гидрокомпенсатора
- Очень (!) чувствительны к качеству масла. По этой же причине смазку необходимо своевременно менять.
- Сбойный функционал холодного двигателя в первые секунды запуска (проходит после нагрева масла и создания нужного давления в системе).
- Дорогостоящий ремонт.
УСТРОЙСТВО ГИДРОКОМПЕНСАТОРА
ГК различаются между собой по конструкции на четыре вида — обычные, роликовые гидротолкатели, гидроопоры стандартные и для установки в рычаги или коромысла. Несмотря на отличия в устройстве у всех четырех типов есть смежные элементы, формирующие основу конструкции:
- металлический корпус;
- подвижная плунжерная пара (состоящая из плунжера и втулки);
- обратный клапан;
- пружина плунжера.
Примечание! Ранее широко применялись гидроопоры, теперь же большинство производителей отдают предпочтение гидротолкателям.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
В исходном положении корпус гидрокомпесатора упирается в тыльную часть распредвала (благодаря усилию возвратной пружины). В то же время через отверстие плунжера внутрь поступает масло из системы смазки, заполняя всю полость.
Вращаясь, распределительный вал надавливает на компенсатор, перемещая его вниз. Вследствие этого перекрывается канал для подачи масла, и тогда плунжерная пара из-за находящейся внутри смазки под давлением приобретает «жесткость» и оказывает усилие на клапан ДВС, открывая его. Попутно немного масла выливается сквозь технические зазоры между плунжером и втулкой, но утечка компенсируется при следующей подачи смазки. Затем гидрокомпенсатор возвращается на исходную позицию.
Соответственно, в силу особенностей принципа работы тепловой зазор всегда остается оптимальным, независимо от расширения деталей ГРМ. До тех пор, конечно, пока сам ГК работоспособен.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ
Главный симптом — характерный звонкий стук в двигателе, похожий на клапанный. Он сопровождается уменьшением мощности ДВС и его шумной работой. Постукивание может возникать по разным причинам:
- Недостаточное давление в смазочной системе двигателя. ГК не успевают наполняться, и не создается необходимое усилие на клапан. В таком случае гидрокомпенсаторы исправны, а корень проблем кроется в системе смазки.
- Засорение ГК. Образуются дополнительные утечки масла или оно поступает в недостаточном объеме внутрь элемента. Подобное происходит из-за несвоевременной замены смазочной жидкости.
- Естественный износ, то есть опять-таки не создается нужное давление, и деталь не успевает выбирать зазор.
- Заклинивание ГК — деталь не работает вовсе.
Если наблюдаются проблемы в функционале гидрокомпенсаторов, а опыта и навыков в их ремонте у автовладельца нет, то эксперты не рекомендуют заниматься самостоятельной диагностикой и починкой. Лучше обратиться к специалистам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий